Об Эдуарде Степине Печать
18 Мая 2010 года

Первоначально опубликовано на сайте памяти Эдуарда Степина, www.edik-stepin.ru

Меня поражала его странная внутренняя культура выражения. Мужественный, красивый, немногословный человек, — а в проявлениях актерских очень тонкий. И у него камертончик был внутри, который отличает хороших артистов. Он совершенно не врал, ни в чем. И вот в этой маленькой работе, — имею в виду фильм «Гамлет», который я тоже снимал на Высших режиссерских курсах, где Степин играл отца Гамлета, — нет слов. Он (Призрак) приходит к Гертруде в тот момент, когда Гамлет (его играл Юрий Черкасов) вне себя от поведения матери, чтобы защитить ее от Гамлета. И он потрясающе все это делал. Что значит глупое слово «потрясающе»... Он очень тонко и деликатно это делал. Он меня все время удивлял.

Вообще данные, которые у него были, от внешности до таланта... Для России эта внешность (нос с горбинкой) совсем не характерна, а он ведь совершенно русский человек из глубинки, и с таким удивительным лицом. У меня было ощущение, что он должен быть нарасхват, должен много сниматься... Он у меня снялся, и вы видели, какое у него лицо, сколько мужского обаяния! Возможно, будь он на Западе, это бы пригодилось. Трагедия дикая, что не пригодилось. И не то, что не пригодилось, а то, что так страшно кончилось.

Когда такие ребятки, дети страны, с удивительным, очень человечным восприятием мира, выстраданностью его, уходят, как ушел Эдик, становится не по себе.

Степин, как я его наблюдал, никогда ни подо что не подделывался. Настоящий мужчина с чувством собственного достоинства, которое не давало ему возможности войти в свою «сотку», — а она, наверное, была в этом театре. Он не попадал в нее своей человеческой правильностью, не совпадал! Не старался места себе побольше занять, не мог ничего о себе сказать или для себя попросить. Это же глупо: чего про себя говорить? А потом, наверное, наступил момент, когда Эдик решил, что он неуспешен и никому не нужен.

Видимо, у него появились сомнения в себе. Когда тебя не принимают, начинаешь думать: раз меня не принимают, может, надо измениться, подделаться? А воспитание-то... Я не видел его родителей, но он замечательный парень. Воспитание они ему дали правильное. Такой правильный человек попал в, мягко сказать, очень сложную среду.... Не смог в ней жить, под нее подстроиться, — да и не надо этого! Но ведь самое ужасное, что если ты не подстроишься, тебя убивают.

Удивительная вещь. Я достаточно давно жизнь наблюдаю. И у меня складывается такое ощущение, что на части света, где мы с вами живем, и которая называется Россия (может быть, оно давно происходит, и советская власть все усугубила, или даже дело не в советской власти, а в характере национальном), идет скрытая война середняка с талантом. Война серости с талантом. Причем со стороны серости она совершенно не знает никаких правил и границ. Война эта абсолютно односторонняя, бескомпромиссная, на выживание. Часто думаю: откуда такая ненависть к талантливым людям в этой стране? Что это за национальная черта? Потому, что их здесь много рождается? Возможно, слишком много? Может быть, если бы было меньше, тогда бы ценили? Кого-то они раздражают, кому-то мешают... Нужны не творцы, а исполнители (в одной передаче об Олеге Дале так сказали). А Эдик не был исполнителем, он не мог быть исполнителем.

Его педагогом был Евгений Лазарев. А ведь в спектакле театра им. Моссовета «Мадам Бовари» были замечательные работы и у Лазарева, и у Эдика (роль Ипполита). Удивительно достоверная, киношная роль. Уникальный парень... Не знаю, как было можно просмотреть его! Понятно же, что человек талантливый иногда не может за себя постоять, особенно в театре, его надо вытягивать, руку помощи подавать... Так бездарно поступить с ним: пропустить, проморгать!

Что я мог... Однажды меня вызвали на пробы, взял у него фотографии, отнес. Ну, хотя бы это я сделал! Конечно, его не вызвали, да и кино там не случилось. Когда у меня были довольно неприятные, тяжелые времена в театре, он меня очень поддержал. Вплоть до того, что собирался «защищать». Хотя я его старше. Я чувствовал его готовность пойти даже на жертвы. Потому что это «по справедливости». У него было обостренное чувство справедливости. Он был готов пойти на жесткий прессинг, если это нужно. Помню, был в театре какой-то юбилей, появились непонятные люди, нахамили, — так он с ними дрался, причем один! Мужская жажда справедливости... И все это было очень правильно.

Эдик был гордым. И — настоящим. По-моему, таким мужчина и должен быть. В профессии и вообще в жизни. Считаю, что если еще рождаются в российской глубинке такие ребята, как Эдик, то может, еще не все потеряно. Потому что иногда думаешь, что уже все.

Есть еще один трагический момент: существующая в столице среда (театральная и т. п.) отталкивает людей, скажем так, чистых. Людей, которые приходят из другого мира, где все ясно-понятно, где не смешивается черное и белое. А здесь они попадают в среду, о которой Цветаева (попав в театре за кулисы) сказала: «Внимание, мы в царстве лжи». И в самом деле, воспитанному в простых, понятных отношениях человеку очень тяжело здесь, а иногда трудно до такой степени, что эти люди просто погибают. Они не выдерживают и умирают.

Эдику надо было уходить отсюда. Но куда ему было уходить? Безвременье. И он поставил на себе крест. Выбрал я его для своих работ потому, что на курсе он был самый, на мой взгляд, яркий... Мужественная внешность. Мог играть героев, героев-любовников. Он напоминал мне молодого Бельмондо. Он в армии уже тогда отслужил. Кроме того, они прекрасно смотрелись вместе и очень подходили друг другу, — Эдик и Лада Царева, его однокурсница, которая тоже снялась с ним вместе, и которая тоже рано ушла из жизни... Какое-то жуткое мистическое совпадение. Эдика я вообще любил, как актера, поэтому еще и в роли Отца в «Гамлете» (моем учебном фильме) снял. Если бы в то время у меня получилось снимать кино, то в моих фильмах обязательно играл бы Степин. Я его снимал бы и снимал.

Андрей Сергеев

← Андрей Сергеев: От Сциллы до Харибды
 

Комментарии  

 
#1 RE: Об Эдуарде СтепинеВалентина 13.06.2016 23:18
Здесь даже слов нет!Ведь потрясающий актер Андрей Сергеев,но почему мы его ее видим?Почему его не снимают? Кромешная слепота?Очень жаль,что так рано ушел Степин,К сожалению,даже не слышала такую фамилию Царствие ему Небесное...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить