Андрей Сергеев: От Сциллы до Харибды Печать
03 Июня 2010 года

Детство Андрюши прошло на сцене — не в переносном, а в самом, что ни на есть, прямом смысле слова — его отец служил в театре им. Ленинского комсомола и регулярно брал сына с собой на репетиции. С трех лет он уже знал, что будет артистом.

«Мне казалось, что это очень простая профессия — надо просто говорить на сцене, как в жизни, — вспоминает Андрей Владимирович. — А я видел, что у актеров это не всегда получалось. Мне показалось, что у меня получится…»

У него получилось, хоть и не сразу. Обидно «срезавшись» на последнем, 3-м туре в школе-студии МХАТ, он сумел поступить в Высшее Театральное училище им. Б. В. Щукина на курс Л. В. Ставской и В. К. Львовой, которое окончил в 1975 году. Так же, среди его педагогов в «Щуке» были такие корифеи, как Ю. В. Катин-Ярцев и В. Г. Шлезингер. После окончания училища семь лет прослужил в театре им. Н. В. Гоголя, а затем перешел в театр Моссовета, где трудится по сей день.

Сергееву везло на хороших режиссеров — он снимался у Сергея Герасимова в «Красном и черном», у Константина Худякова в «Смерти в кино» и «Самозванцах», играл в театре Анатолия Васильева в спектакле-хэппенинге «Наблюдатель». С благословения Худякова он поступил и в 95-м окончил Высшие режиссерские курсы. Время было лихое, в кино снимался только один жанр — реклама, и на свой дипломный фильм выпускники должны были самостоятельно искать деньги. Сергеев, как и большинство его сокурсников, денег не нашел...

Как любой, уважающий себя профессионал, он трепетно относится к своему делу. Как потомственный московский интеллигент, не выносит хамства, дилетантизма, не выносит людей, попавших в профессию случайно, «слева», по блату, залетевших сюда «на минуточку», чтобы «деньжат срубить по-легкому»:

«Когда я вижу халтуру, непрофессионализм — я зверею до того, что текст не могу говорить, у меня всё сводит. Сейчас в кино часто попадают люди левые, которые вообще не должны этим заниматься. Даже близко подходить к этому! Я не знаю, откуда их берут. Как вы думаете, кто снимает это безумное количество сериалов? Люди, которые окончили с красными дипломами ВГИК, Высшие режиссерские курсы? Конечно же, нет»...

Однако, реальности российского кино сегодня таковы, что «безумного количества сериалов» актеру не избежать, через них приходится проходить даже великим... Выбор между плохим и худшим — вечный удел русского интеллигента, профессионализм и ответственность, сохраняемые даже в таких условиях — те признаки, по которым он безошибочно узнается. Актерские работы Сергеева в сериалах «Черчилль», «Таксистка», «Гражданин начальник»... — именно такие, независимо от художественных достоинств самих этих картин.

«То кино, которым мне приходится заниматься, это не то кино, которым бы мне хотелось заниматься. В основном, это сериалы. Сериалы берут от тебя все. Высасывают все, что ты умеешь».

Возможности работать в кино актер ждал давно и когда, наконец, дождался, воспринял её, по его собственному признанию, «как застоявшийся конь». Впрочем, случайно или нет, но эта возможность совпала с некоторым разочарованием театром и теми процессами, которые начались в нем в 90-х. Размышления о них Сергеева проникнуты одновременно и чувством ностальгии и пониманием их объективности и неизбежности. И здесь в нем опять говорит потомственный московский интеллигент:

«То, чем был репертуарный театр — театр, о котором „старики“ говорили „дом“, — конечно, ушло. Так должно было произойти. Потому что все вокруг поменялось, система координат поменялась. Я не говорю, что это плохо, наоборот, в конечном итоге, это к лучшему. Театр должен существовать и собирать полные залы. Понятно, что он перешёл на какие-то коммерческие рельсы. Он просто должен себя как-то кормить»...

В этих словах — плохо скрываемые грусть и разочарование. Чувствуется, что, несмотря на то, что «в конечном итоге, это к лучшему», работать или, как говорили те же «старики», «служить» в театре, который «просто должен себя как-то кормить», русскому интеллигенту и художнику Андрею Сергееву не слишком хочется. А тут ещё уходит и «Белая Гвардия» Павла Хомского — спектакль, шедший в театре Моссовета 17 лет, в котором он только что в 200-й раз сыграл Алексея Турбина...

Так вот и получается, что «когда много кино, ты скучаешь по театру, когда много театра — скучаешь по кино», признается Сергеев. От Сциллы до Харибды и обратно — вечный маршрут русской интеллигенции.

© Григорий Аграновский, 2010.

← Скрипка, которая всегда с тобой Об Эдуарде Степине →